Menu Close Menu

Кадровый консалтинг: сущность и содержание

О программе  ->  Статьи и публикации  ->  Кадровый консалтинг: сущность и содержание

 

<<< Список статей и публикаций в алфавитном порядке

 

Кадровый консалтинг: сущность и содержание

 

 

В статье рассматривается особая область управленческого консультирования – кадровый консалтинг.

Для России кадровый консалтинг является сравнительно новым направлением. В статье предлагается определение и классификация кадрового консалтинга, рассматриваются этапы развития кадрового консалтинга во взаимосвязи с наукой управления персоналом и формулируются предпосылки его развития.
 

Глобальные изменения в современной экономике – информатизация, глобализация, международная конкуренция – порождают новые вызовы, управление решает все более и более сложные задачи. Быстрые изменения, происходящие в мире, делают почти невозможным для управленческой команды организации поддержание на нужном уровне знаний об отрасли, потребителях ее продукции или услуг, конкурентах.  Времени для принятия управленческих решений становиться меньше, риски от их принятия – больше.

 

Многократное усложнение экономических процессов в наше время привело к тому, что передача передовых методов управления превратилась в самостоятельную сферу экономических отношений. Образовались национальные и международные рынки консалтинговых услуг, которые стали необходимым условием для создания и распространения экономических и управленческих знаний.

 

Управленческий консалтинг трактуется сегодня как профессиональная помощь  независимых консультантов владельцам и менеджерам высшего звена в выявлении управленческих проблем, их анализе, выработке рекомендаций по их решению, а также их выполнению.

 

Круг проблем, решаемых консалтингом, широк, поэтому направленность допустимо разделить на узкую, в одной или в нескольких смежных сферах, и многопрофильную, включающую в себя полный спектр во многих областях и на всех этапах консалтингового сопровождения.

 

Согласно классификации Европейского справочника консультантов, существует 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 основных групп.

  1. Общее управление — это разработка и планирование общей стратегии развития; прогнозирования; организации филиалов, отделений и новых фирм, изменение формы собственности и т.д.
  2. Администрирование – вопросы формирования и регистрации компаний, организация работы офиса, обработка данных, т.е. оптимизация управления организацией.
  3. Финансовое управление – вопросы финансового планирования и контроля, налоги, бухгалтерский учет, страхование и т.д.
  4. Управление кадрами – подбор сотрудников, контроль уровня подготовки кадрового состава, системы оплаты труда, повышение квалификации и обучения кадров и т.д.
  5. Маркетинг – формирование структурных подразделений по сбыту и маркетингу, подбор надежных партнеров- оптовиков, поиски новых заказчиков и рынков, стимулирование и исследование перспектив сбыта.
  6. Производство – выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции и т.д.
  7. Информационная технология – использование компьютеров и информационных систем в управлении.
  8. Специализированные услуги — это те виды услуг, которые не относятся ни к одной из вышеперечисленных групп: обучающее консультирование, информационный консалтинг, консалтинг по телекоммуникациям, экологии, консалтинг в государственном секторе и т.д.

 

Персонал является ключевым и наиболее сложным в управлении ресурсом организации. Изменения, связанные с постиндустриальным развитием,  вызывают принципиальные сдвиги в формах и методах управления человеческими ресурсами, что требует постоянного совершенствования подходов и методов управления персоналом.

 

На макроэкономическом уровне постоянное социально-экономическое, научно-техническое и технологическое развитие является причиной изменений в содержании труда, появлении качественно новых рабочих мест, изменений в образовательном и квалификационном уровнях работников, появлении новых специальностей и профессий, изменений качественных характеристик работников.

 

На микроэкономическом уровне происходящие изменения требуют своевременного выявления  инновационных проблемных ситуаций в увязке  с проблемами управления персоналом. Среди проблем, возникающих в этой связи, можно отметить противоречия между техническим уровнем нового производства  и существующим уровнем квалификации персонала, между качественно новыми задачами развития персонала и недостаточным уровнем подготовки службы управления персоналом к этой работе, между уровнями  квалификации и мотивации работников, между существующей организационной структурой и реализуемой стратегией и другие.

 

Разрешение этих противоречий требует постоянного обновления систем управления персоналом, целенаправленной деятельности руководителей организации и специалистов службы управления персоналом по обеспечению темпов и масштабов обновления работы по управлению персоналом в соответствии с текущими и перспективными целями организации, профессиональную помощь в которой оказывают специалисты – консультанты.

 

Нами сформулированы предпосылки развития консалтинга в сфере управления персоналом:

  • необходимость решения проблем повышения эффективности производства, важнейшим активом которых становится интеллектуальный капитал;
  • все более широкое распространение концепции человеческого капитала, основные положении которой обосновывают кадровые инвестиции;
  • повышение наукоемкости сферы управления персоналом, требующей от специалистов знания лучших образцов мировых достижений, имеющих навыки научной работы, опыт реализации проектов в сфере управления персоналом и других важнейших компетенций;
  • повышение управленческой компетентности руководителей различных уровней, понимание ими современных реалий, и, как следствие, востребованность  ими консалтинговых услуг в сфере управления персоналом.

 

Развитие кадрового консалтинга в России прошло ряд этапов, которые органично связаны с развитием науки управления персоналом (таблица 1).

 

Таблица 1

Развитие кадрового консалтинга во взаимосвязи и наукой управления персоналом

 

Этап Наука управления персоналом Консалтинг
Зарождение
1990-2000
  • Начало подготовки специалистов по управлению персоналом в рамках специальности «Менеджмент».
  • Формирование научной школы управления персоналом.
  • Появление систем управления персоналом на российских предприятиях
  • Приход западных консалтинговых компаний, создание рынка консалтинговых услуг.
  • Возникновение первой школы консультантов по управлению в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Формирование понятия «консультант»
Становление
2000-2008
  • Выделение управления персоналом в самостоятельную специальность.
  • Широкое распространение на российских предприятиях, систем управления персоналом реализующих современные подходы к управлению персоналом.
  • Появление первых профессиональных сообществ специалистов по управлению персоналом
  • Выделение нового направления в структуре управленческого консалтинга — кадрового, в основном в рамках крупных диверсифицированных консалтинговых компаний.
Развитие
2008 — н.вр.
  • Выделение управления персоналом в самостоятельное направление подготовки.
  • Регулярное проведение международных и межвузовских конференций и форумов по вопросам управления персоналом
  • Рост числа компаний, специализирующихся на кадровом консалтинге.
  • Активное продвижение консалтинговых услуг в управлении персоналом

 

Кадровый консалтинг как вид деятельности в настоящее время в России находится на стадии институциализации, а как вид бизнеса составляет все более значительный сегмент рынка деловых услуг, что отражает потребность организаций в повышении эффективности управления персоналом. Все это порождает необходимость теоретического и методологического обоснования современной практики кадрового консалтинга. Как определяют кадровый консалтинг практики и научные специалисты?

 

Арефьева Н.: кадровый консалтинг — система организационно-психологических мероприятий по диагностике и, при необходимости, коррекции организационной структуры и/или культуры предприятия (организации) с целью улучшения производственных показателей, оптимизации социально-психологического климата, усиления мотивации персонала.

 

Специалисты групп компаний ПрофБух под кадровым консалтингом понимают деятельность, направленную на решение сложнейших задач в области управления кадровыми ресурсами на предприятии.

 

Специалисты HR-капитал определяют кадровый консалтинг как вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед руководителями высшего звена в области управления человеческим капиталом, с целью увеличения прибыльности бизнеса.

 

Кадровый консалтинг — оказание консультационных услуг топ менеджменту организаций по вопросам управления персоналом.

 

Кадровое консультирование (кадровый консалтинг, HR-consulting, HR-консалтинг) — это вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области управления человеческими ресурсами, с целью увеличения прибыльности бизнеса.

 

Приведенные определения отличаются многообразием субъективных подходов.  Необходимо отметить, что мы солидарны с теми авторами, которые консалтинг и консультирование признают синонимами. Кроме того, по нашему мнению, кадровое консультирование есть разновидность управленческого консультирования (консалтинга), что дает нам право, исходя из целей нашего исследования, определять кадровый консалтинг как профессиональную помощь руководителям и специалистам организаций в анализе, обосновании перспектив развития и использовании организационно — экономических инноваций, направленных на решение проблем организации в области управления персоналом.

 

Таким образом, целью кадрового консалтинга является обеспечение организации-клиента новейшими и самыми эффективными способами работы с человеческими ресурсами. Субъектом кадрового консалтинга является консультант или консалтинговая фирма, объектом – клиент (руководители и специалисты организации, нуждающиеся в консультационных услугах).

 

Процесс консультирования — наукоемкий процесс. Консалтинговые услуги осуществляют профессионалы и специализированные консультативные (консалтинговые) фирмы, которые ценятся за их высокий профессионализм, объективность и независимость, неординарную оценку ситуаций и нестандартность рекомендаций.

 

Функции кадрового консалтинга можно сформулировать следующим образом:

  • проведение обследования, или аудита: консультант изучает ресурсы компании, результаты ее деятельности, управленческую политику с целью определения ее сильных и слабых сторон и ключевых проблем;
  • выполнение специальных исследований и обзоров в области управления персоналом;
  • разработку управленческих решений по определенным проблемам;
  • помощь в реализации решения проблем;
  • выполнение функций эксперта.

 

Процесс или технологию  кадрового консалтинга можно представить в виде следующих основных последовательно осуществляемых действий:

  1. Уточнение проблемы, возникшей у объекта консалтинга.
  2. Обсуждение с объектом сути возникшей проблемы.
  3. Изучение проблемы, диагностика ситуации.
  4. Разработка советов и рекомендаций (предложение определённых технологий решения проблемы).
  5. Доведение советов и рекомендаций до объекта консалтинга.
  6. Оказание оперативной помощи объекту в процессе разрешения проблемной ситуации.
  7. Оценка результатов и последствий действий, предпринятых объектом консалтинга, внесение корректив в предложенную технологию.
  8. Анализ эффективности советов и рекомендаций.

 

Мы предлагаем оригинальную классификацию  кадрового консалтинга  (таблица 2), которая дает возможность характеризовать содержание и особенности кадрового консалтинга.

Таблица 2

 

Классификация кадрового консалтинга

 

Классификационный признак Содержание
По предмету
  • методология управления персоналом
  • система управления персоналом
  • технология управления персоналом
По уровню
  • стратегический
  • операционный
По периодичности
  • разовый
  • долгосрочный
По отношению к объекту
  • внутренний
  • внешний
По форме
  • экспертный
  • процессный

 

 

В заключение сформулируем принципы кадрового консалтинга, реализация  которых  является обязательной для специалистов и во многом обусловливает эффективность их деятельности.

  • принцип профессиональной компетентности (постоянное наращивание консультантами уровня профессиональной компетентности);
  • принцип приоритетности интересов клиента (интересы настоящего клиента выше интересов бывших клиентов и собственных);
  • принцип независимости и объективности (независимость мышления и независимость поведения позволяют консультанту выражать беспристрастное мнение без конфликта интереса или негативного влияния других);
  • принцип научности (использование последних достижений науки).

 




Полина Клопотовская, Руководитель департамента кадрового консалтинга (Источник: www.gorislavtsev.ru)

Назад

<<< Список статей и публикаций в алфавитном порядке

 

Статьи и публикации, находящиеся на сайте, предоставлены авторами или найдены в открытых источниках.
Материалы размещены исключительно в ознакомительных целях.

История
изменений

 

Мы постоянно развиваем и улучшаем наше программное обеспечение

Подробнее

Презентация
программы

 

Презентация программного комплекса «ПК Управление персоналом»

Подробнее

Сравнение
версий

 

Сравнение версий программного обеспечения от «MiKo Soft»

Подробнее

Трудовой
кодекс РК

 

Трудовой кодекс РК 2024

Подробнее

Кадровая программа | Профессиональная кадровая программа Кадровый учетКадровые документыПрограмма для отдела кадровПрограмма для учета кадров | Программа учета сотрудников предприятия  | Программа для кадровикаАвтоматизация кадровой работыАвтоматизация кадрового учетаИнформационная система управления персоналомАвтоматизация управления персоналом Автоматизация отдела кадровАвтоматизация кадрового делопроизводства | Программа кадрового учетаУправление персоналом | Программа для HR-менеджера | Отдел кадров | Презентация программы для отдела кадров 

Наверх